Суббота, 19.08.2017, 04:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Старорузской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени Дмитрия Комаря

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на зональных педагогических чтениях. Автор Туманова Н.Ю. - учитель русского языка литературы
В В Е Д Е Н И Е «Социальная природа языка, - писал Л.В.Щерба, - сказывается прежде всего в единстве процессов говорения и процессов понимания», т.е. непосредственно в процессе речевой деятельности, в процессе общения. Вот почему важнейшей учебной целью обучения русскому языку и литературе является отработка ведущих видов речевой деятельности, связанных с процессом восприятия чужой речи и с процессом создания собственного высказывания. Осознание этих задач обучения и реализация их в повседневной работе на уроке усиливает целенаправленность и качество учебно-воспитательного процесса. Согласно современным данным лингвистики и психологии, основными видами речевой деятельности являются: способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать); бегло, осмысленно и выразительно читать; грамотно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме (умение говорить и писать). Таким образом, под всесторонним речевым развитием учащихся понимается целенаправленная отработка указанных коммуникативных умений. Они, по существу, отражают практическую направленность процесса обучения русскому языку и литературе в современной школе. Не секрет, что состояние речи современного школьника не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения. И может быть, во многом это объясняется тем, что процессу обучения не всегда присуща четкая направленность на достижение указанных целей: ученику нужно научиться понимать устное слово, обращенное к нему, осмысленно воспринимать письменную речь, умело выражать свои мысли и чувства, определенную идею в письменной и устной форме. Эти речевые задачи могут быть решены только в результате целенаправленной, систематической, продуманной работы. Основные усилия в ходе преподавания направлены на развитие и совершенствование навыков письменной речи, ее содержательной стороны, грамматического оформления. Остальные же умения обычно отрабатываются в меньшей степени. В самом деле, не так уж часто мы задумываемся над тем, хорошо ли понимают ученики звучащее слово учителя? Кажется, все просто; речь учителя, обращенная к школьникам, для которых русский язык является родным языком, и составленная с учетом возрастных особенностей учеников, речь яркая, эмоциональная, должна быть непременно понята, осмыслена учащимися. На самом же деле все гораздо сложнее, потому что на уроке ученики должны воспринять и осмыслить не разговорно-бытовую речь, а научно-учебную форму речи со всеми ее особенностями. Кроме того, восприятие звучащей речи предполагает очень напряженную работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку. Этими качествами не всегда владеют ученики средней школы. Специальные исследования, проводимые методистами, показывают, что ученики иногда не воспринимают до 75% устной информации, которую они получают на уроках, слушая программы телевидения и радио. Все это лишний раз доказывает необходимость усилить в ходе обучения работу над развитием речевого слуха учащихся, способности понимать звучащую речь. Начинается такая работа с первых же дней в 5 классе и целенаправленно проводится в дальнейшем. Учитывается при этом, что «восприятие речи ( слушание, чтение), ее понимание – активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое ( в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого. Успешное развитие данного умения возможно только в условиях активной речевой деятельности со стороны учащихся. Это обычно достигается использованием разнообразных приемов активизации внимания учащихся к содержанию устной речи: деление прослушанного теста на части, выделение главного в рассказе или, напротив, уточнение деталей; составление плана прослушанного текста; пересказ текста в соответствии с составленным или предложенным планом; рецензирование устного ответа, кратного конспекта прослушанной речи и т.д. Другая сторона сложного процесса восприятия и понимания речи связана с восприятием письменного текста. Когда мы говорим об умении учащихся читать, то имеем в виду чтение беглое, осмысленное и выразительное. Этими качествами тоже не всегда характеризуются навыки чтения у учащихся. Особенно сильно это проявляется в 5-6 классах, где нередко обнаруживаются явные недостатки даже в технике чтения. Весьма распространенное явление – непонимание учащимися только что прочтенного вслух или про себя задания к упражнению учебника, отсутствие навыка осмысленного чтения учебного текста. Особенность работы по развитию навыков выразительного чтения состоит в том, что при этом одновременно, в единстве, отрабатываются два вида речевой деятельности, умение осмысленно читать, понимать содержание письменного текста и умение голосом, звуковыми интонационными средствами передать свое понимание смысла прочитанного. Другая сторона речевой деятельности – создание собственного высказывания в устной или письменной форме. Научить содержательно, последовательно, убедительно, грамотно, эмоционально излагать свои мысли в устной форме – сложная задача прежде всего потому, что на уроке редко звучит длительный монолог ученика, его ответы сжаты, лаконичны, нередко односложны. Отсюда вытекает требование добиваться развернутого, полного, доказательного ответа на поставленные вопросы (сама формулировка вопроса должна нацеливать на это), приучать к самооценке устного ответа и рецензирование ответов товарищей в соответствии с существующими требованиями к устному высказыванию учащихся. Большую роль в развитии устной речи может сыграть специально организованное на уроке наблюдение за особенностями монологической речи мастеров устного выступления (дикторов, актеров, политических деятелей); анализ основных языковых приемов привлечения внимания слушателей к своему выступлению, интонации выделения главного, существенного в речи; интонационного расчленения выступления на смысловые части, способов достижения ясности выражения мысли; использования выразительных средств языка (риторических вопросов, сравнений, метафор, пословиц и поговорок, разговорной лексики и т.п.) . Внимание к образцовой речи поможет сформировать у школьников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в самосовершенствовании ее, поможет осознать основные правила речевого поведения, усвоить систему устойчивых выражений, использующихся в различных ситуациях речевого общения с собеседником. Итак, нацеленность процесса обучения на отработку основных видов речевой деятельности (умения слушать, читать, говорить, писать способствует уточнению общих целей обучения русскому языку и литературе в средней школе и более успешному их достижению. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь Всю систему заданий и упражнений, способствующих совершенствованию речевых умений и навыков учащихся на уроках русской литературы, условно можно разбить на следующие группы. Первую составляют упражнения аналитического типа, когда требуется определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; озаглавить текст, объяснить правку текста, произведенную автором, найти часть, в которой содержится доказательство, проследить употребление языковых средств; составить план, тезисы, конспект; сравнить отзыв о фильме и рецензию на него. Например, при анализе романа «Отцы и дети» учащимся могут быть предложены такие задания: Прочитайте отрывок из П главы романа И.С.Тургенева, найдите основную мысль высказывания, озаглавьте отрывок словами из текста. В Ш, У и УП главах романа «Отцы и дети» найдите те места текста, где актов подчеркивает демократизм Базарова в его портрете, манере держать себя, в речи. Проследите, как описание пейзажа в Ш главе помогает раскрыть внутреннее состояние Аркадия Кирсанова. Вторая группа включает в себя упражнения аналитико-речевого характера. Например, при изучении стихотворения В.Маяковского «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» перед учащимися можно поставить вопросы и дать задания: Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения? Почему поэт обращается к пароходу и человеку одновременно? Как поэту удается слить воедино образ парохода и человека? Покажите это на примере выражения в блюдечках-очках спасательных кругов. Найдите в тексте другие примеры обращения к пароходу как к человеку. Какой эффект при этом достигается? Третья группа состоит из упражнений, нацеливающих на переработку готового текста с его исправлением. В результате возникает новый или обновленный текст. Например, одиннадцатиклассникам можно предложить доказать, что современники Горького были правы, воспринимая пьесу «На дне» как гневное выступление писателя против строя. Чтобы помочь школьникам выполнить это задание, сформулируем для них «подсказывающие» вопросы: Какую песню поют ночлежники? Как эта песня помогает охарактеризовать их положение? Кого из обитателей и как утешает Лука? Верит ли он сам в то, что говорит другим? Как вы думаете, может быть, не капитализм виновен в несчастьях людей, а их собственные недостатки? Как писатель разоблачает звериную суть «хозяев»? Четвертая группа – это упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (составление плана и тезисов статьи из учебника, сжатое изложение эпизодов, например, из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» («Шенграбенское сражение», «Первый бал Наташи Ростовой» и т.д.) Движение от первой группы упражнений к последней программирует нарастание трудностей, постепенное усложнение деятельности учащихся. Но успех этой работы возможен лишь тогда, когда она проводится не в виде «привеска» к уроку, а органически включается в изучение текста, художественного произведения. Например, для выявления характеров Коробочки и Чичикова выбираем отрывок от словТак что, матушка, по рукам, что ли? До слов – Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнаций. Предложив внимательно прочитать сцену «торга» Чичикова с Коробочкой, формулируем вопросы и задания: Проследите, как изменилось поведение Чичикова по сравнению с тем, каков он был с Маниловым. Как говорит Чичиков с Коробочкой? Какие слова и выражения он употребляет? Почему среди них в основном просторечные слова и выражения? Как в речи Чичикова проявляется раздражение? Что особенно характерно для речи Коробочки? Чем ее манера говорить отличается от манеры Манилова? Покажите, как в речи помещицы проявляется ее тупость, осторожность и суеверие. Объясните слова и выражения: крепколобая, дубинноголовая; дело яйца выеденного не стоит; так что же, матушка, по рукам, что ли. Объясните, какой смысл вкладывает Чичиков в глагол хватили («Мертвые в хозяйстве! Эк, куда хватили!..») Руководство совершенствованием речи старшеклассников должно включать в себя помощь учителя в усвоении слов, глубокий символический смысл которых ученики самостоятельно постичь не могут. Так, при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» целесообразно поставить несколько последовательных вопросов: Что значит слово «пророк»? Почему , говоря о роли и назначении поэта, Пушкин обращается к этому образу? Каково прямое и переносное значение слов пустыня, перепутье? В каком значении употребляет эти слова А.С.Пушкин? Одна из задач учителя – показать своеобразие художественной литературы как искусства слова. А это немыслимо без усиления внимания к его языковым аспектам. На первом этапе, т.е. при первичном знакомстве с произведением, готовим ребят к его эмоциональному восприятию Для этого может быть использована вводная беседа, вступительное слово, выразительное чтение, что способствует развитию рецептивной речи школьников. На втором этапе, при усвоении содержания прочитанного, осуществляется развитие преимущественно репродуктивной речи. Задания на уроках осложняются как по характеру воспроизведения текста, так и по формам речевой деятельности. При анализе художественного произведения происходит развитие продуктивной речи учащихся – высшего уровня речевой деятельности. Учитель стимулирует мыслительную и речевую активность старшеклассников введением элементов проблемности при раскрытии нравственного облика героя, авторской позиции, оценке событий и поступков действующий лиц. Например, для учащихся 9 класса предлагаю такие вопросы и задания: Идеализировал ли автор «Слова о полку Игореве» Святослава, назвав его великим? Почему в «золотом слове» автор прибегает к такому художественному приему, когда речь героя переходит в речь самого автора? Опираясь на высказывания Стародума о Петре 1, докажите, что в комедии Фонвизина «Недоросль» отразилась общественная позиция автора. Почему «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева заканчивается «Словом о Ломоносове»? Объясните смысл названия комедии «Горе от ума». Почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии «Горе уму»? Как вы понимаете слово ум, входящее в название комедии? Почему почти во всех строфах стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» использованы глаголы будущего времени? На уроках литературы есть все условия для создания психологических ситуаций речевого общения и организации речевой практики. Для этого стараюсь ставить перед школьниками такие задачи, чтобы им было необходимо высказать свои суждения по поводу прочитанного, услышанного или увиденного, чтобы у них возникало желание участвовать в беседе. Скажем, учащимся предлагается выделить выражения речевого этикета, отметить ситуации их употребления: Прочитайте любой диалог (Н.В.Гоголь «Мертвые души») по лицам. Охарактеризуйте его участников по их речевому поведению, преобразуйте диалог в описательный текст. Найдите выражения речевого этикета и описания жестов, сопровождающих их. Предложенный текст преобразуйте в диалог. В работу по совершенствованию речевых навыков старшеклассников следует обязательно включать обогащение их речи словами, фразеологизмами, синтаксическими конструкциями. Для старшеклассников основными источниками новых слов должны стать контекст изучаемого литературного произведения и разнообразные лингвистические словари, навыки работы с которыми у школьников формируется на уроках, при подготовке домашних заданий, сообщений на занятиях кружка и т.д. Обогащение словаря учащихся новыми словами, понятиями и фразеологическими оборотами на каждом этапе изучения художественных произведений происходит по-разному. Рассмотрим пример. Уже в процессе предварительного рассказа об исторической обстановке, биографии А.С.Грибоедова и истории создания «Горя от ума» обращаю внимание учащихся на слова, необходимые для понимания текста комедии . Понимание учащимися таких слов, как вельможа, вакансия, вольтерьянец, карбонарий, либерал, агрессор, камергер, фельдфебель, усвоенных еще до знакомства с комедией, создает условия для правильного восприятия текста и позволяет не перегружать последующее комментированное чтение объяснением непонятных слов. Усвоению новой лексики особенно способствует чтение текста с попутным обсуждением в классе значений трудных слов, фразеологических оборотов и сочетаний, крылатых фраз в непосредственной связи с содержанием каждой сцены. На этом и последующих этапах учащиеся все более вовлекаются в активных разговор, вводя вновь приобретенные слова и фразы в собственную речь. Обогащение словарного запаса школьников продолжается при подготовке к сочинению, его написании с работе над ошибками. При этом особое внимание уделяется стилистическим синонимам, выразительным возможностям антонимов, предупреждению смешения паронимов. Например, при изучении вступления к поэме В.В.Маяковского «Во весь голос» одиннадцатиклассники читают статью из словаря о слове трибун, а затем в тексте находят синонимы к нему и объясняют, почему автор выбрал именно эти, а не другие: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана, главаря. В стихотворении М.Ю.Лермонтова девятиклассники находят ряды антонимов: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Следует стимулировать использование учащимися при характеристике литературного героя не только авторских, но и своих определений. Для этого можно предложить следующую работу : один – два ученика получают задание проследить за речью отвечающего, сравнить авторские определения и те, которые употребил товарищ, а затем рассказать классу о своих наблюдениях. Для предупреждения ошибок в употреблении паронимов следует чаще обращаться к ним. Например, работа над паронимами дуэт-дуэль проводится при изучении романов «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Школьники объясняют значение этих слов, составляют с каждым из них словосочетания и т.п. При изучении произведений Горького учащиеся знакомятся со словами идеальные – идеалистические, человечество – человечность, реальные – реалистические и т.п. Обогащает речь школьников и усвоение ими лексических норм, в том числе норм лексической сочетаемости. Поэтому в качестве материала лучше всего брать слово не отдельно от других, а в его ближайшем окружении (словосочетание, предложение, текст), можно использовать диафильмы, изображающие черновики рукописей автора. Скажем, ученикам предлагается сравнить первоначальный и окончательный тексты монолога «А судьи кто?»: проследить, какие изменения внес автор, какие части снял, что и как переработал, как в связи с этим изменилось содержание монолога; подготовить сообщение «Работа А.С. Грибоедова над монологом Чацкого» Для совершенствования речевых навыков школьников следует приучить их внимательно слушать ответ товарища, делать по ходу его заметки, чтобы потом характеризовать высказывание отвечающего и по содержанию и по форме. Учить этому надо, начиная с простых заданий, а затем постепенно их усложнять: Проследите за тем, все ли слова употреблены в свойственном им значении, уместно ли использование слова ( с чем сочетается, соответствует ли стилю высказывания и т.п.), не применяет ли ваш товарищ нелитературных слов (просторечных, жаргонных, диалектных, украинизмов и т.п.) Большую пользу школьникам приносит редактирование деформированных текстов, проверка сочинений друг у друга. В специальных лекциях на тему «Как писать сочинение» не следует ограничиваться абстрактным рассуждением о логичности, построении плана и т.д., надо показать на примерах, как выполнять все эти требования, вместе с учащимися пройти весь путь от обдумывания темы до законченной работы. Обучение школьников умению писать сочинения предполагает кропотливое совершенствование основных навыков их связной речи. Чтобы научить вдумываться в тему, осмысливать ее границы, можно провести такую работу: Сначала весь класс определяет, какая из тем уже, а какая шире, обосновывает свой выбор. Затем ребята приступают к раскрытию темы. Приведу примеры тем для данного случая: «Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни», «Образ Татьяны»; «Тема свободы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова», «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», «Гринев и Швабрин»; «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?» Для совершенствования у ребят умений подчинять свое высказывание основной мысли полезно использовать следующие задания: Определите основную мысль указанного отрывка, опишите героя так, чтобы вызвать к нему положительное или отрицательное отношение (например, исповеди Печорина): подберите эпиграф к сочинению; в каком названии картины выражена тема и основная мысль, в каком – только тема, в каком только основная мысль: «Не ждали» И.Е.Репина, «Золотая осень» И.И.Левитана, «Птицелов» В.Г.Перова; определите тему и основную мысль сочинения по плану: 1. «Сторона мне знакомая» 2. «Батюшка наш тебя милует»; 3. «Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь»; 4. «Отец наш вам жалует лошадь и шубу со своего плеча»; 5. «Возьми свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет» Специальной работы требует усвоение структуры рассуждения. Старшеклассникам предлагается сформулировать основной тезис высказывания, а затем аргументировано его обосновать. Так, на уроке, посвященном творческомупути И.С.Тургенева,при анализе содержание одного из монологов Рудина (от слов Он человек неглупый, - возразил Рудин, - но он на ложной дороге до слов Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит) учащиеся определяют основной тезис высказывания героя и подкрепляют свое суждение примерами. Умение совершенствовать написанное закрепляется в работе над черновиками сочинений, при подготовке к устным ответам. Она может быть организована как коллективная деятельность учащихся в классе (обсуждается одно из сочинений или фрагменты нескольких) и как индивидуальная. В первом случае можно направить работу класса вопросами и заданиями: Все ли слова вам известны? Проверьте даты, имена. Посмотрите, нет ли лишнего , не относящегося к теме? Как связаны части? Не повторяются ли одни и те же слова, конструкции? Нет ли нелитературных слов? При индивидуальной организации работы учитель необходимо отметить на полях тетради вид ошибки, но не указывать на нее и не исправлять. При этом можно заметить, каким словарем следует воспользоваться, отметить номер орфограммы, сослаться на параграф учебника. Школьники сами находят ошибку и объясняют, как надо правильно писать. Таким образом, от урока к уроку происходит совершенствование речевых умений и навыков старшеклассников. Их устные высказывания, письменные работы позволяют говорить о том, что путь соединения теории с практикой при комплексном решении всех остальных задач, стоящих перед уроками русского языка и литературы, направленных на развитие речи учащихся, дает возможность добиться самостоятельности, творчества в работе над сочинениями, сделать этот вид работы интересным и доступным для учащихся. Мир творчества можно и нужно открыть для каждого, и наша задача – помочь тем, кому от рождения не досталось дара слова. Как раз для них теоретические знания – вехи на пути в этот мир. Они дают точку опоры, помогают поверить в себя и в свои возможности. А если мы к тому же вовремя заметим самые маленькие успехи наших учеников, поддержим и оценим их, то можно с уверенностью сказать, что мир творчества откроется и для них, а следовательно, несколькими творческими личностями в нашем обществе будет больше… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психологический словарь file://Под/ ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, В.Ф.Ломова и др. М.,1987, с.46 2. Жинкин Н.Н, Развитие письменной речи учащихся. М., 1956 с.148-149 3. Программа средней общеобразовательной школы по литературе . М.,Просвещение 4. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Сост. В.П.Панов, М.Просвещение, 1991
Категория: Мои статьи | Добавил: Наталия (07.03.2011)
Просмотров: 917 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
After getting more than 10000 visitors/day to my website I thought your starruza.ucoz.ru website also need unstoppable flow of traffic...

Use this BRAND NEW software and get all the traffic for your website you will ever need ...

= = > > http://mass-autopilot-traffic.net

In testing phase it generated 867,981 visitors and $540,340.

Then another $86,299.13 in 90 days to be exact. That's $958.88 a
day!!

And all it took was 10 minutes to set up and run.

But how does it work??

You just configure the system, click the mouse button a few
times, activate the software, copy and paste a few links and
you're done!!

Click the link BELOW as you're about to witness a software that
could be a MAJOR turning point to your success.

= = > > http://mass-autopilot-traffic.net

2  
After getting more than 10000 visitors/day to my website I thought your starruza.ucoz.ru website also need unstoppable flow of traffic...

Use this BRAND NEW software and get all the traffic for your website you will ever need ...

= = > > http://auto-massive-traffic.net

In testing phase it generated 867,981 visitors and $540,340.

Then another $86,299.13 in 90 days to be exact. That's $958.88 a
day!!

And all it took was 10 minutes to set up and run.

But how does it work??

You just configure the system, click the mouse button a few
times, activate the software, copy and paste a few links and
you're done!!

Click the link BELOW as you're about to witness a software that
could be a MAJOR turning point to your success.

= = > > http://auto-massive-traffic.net

1  
Согласен, что пост получился удачным. Хорошая работа!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Используются технологии uCoz ©