Среда, 24.04.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Старорузской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени Дмитрия Комаря

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Теория музыкального искусства. Аракелова Г.М.
Развитие творческих способностей одаренных детей через систему дополнительного образования – работу вокальной студии Учитель музыки, музыкальный руководитель 1 категории, Аракелова Галина Михайловна Теория музыкального воспитания школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания. Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования – вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодёжного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги-практики на страницах педагогических журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездумие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Ребёнок воспринимает всё это из видео – фильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Задачи музыкального воспитания: 1. Увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить её красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развить эмоциональную сферу учащихся. 2. Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, движения под музыку 3. Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования. В содержании музыкального образования должны быть представлены: · Различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовное, классическое наследие · Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества, на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко воспринимается и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно - образное мышление, воображение и фантазия детей · Изучение основных средств музыкальной выразительности, которые помогают постичь процесс создания музыкального образа и формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки · Освоение музыкального искусства через овладение навыками вокального исполнительства. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребёнку даётся возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой. Вот почему музыкальное воспитание должно осуществляться учителем – музыкантом – профессионалом. Музыкально – педагогическое мастерство учителя музыки можно представить в виде следующей таблицы: Таблица № 1: Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки Знание и навыкиОбщекультурное, музыкально-педагогические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические, музыкально-исполнительские
УменияГностические ( включая перцептивное – восприятие), двигательные (дирижёрские жесты и игровые на инструменте), коммуникативные (включая артистические), педагогические
КачестваАртистизм, воля, дирижёрская и исполнительская техника, музыкальность, вера в успех, интуиция, дар педагогического общения
НаправленностьНа практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства, на просвещение и музыкальное воспитание детей, любовь к музыке и детям
ФункцииДиагностическая, прогностическая, организаторская, коммуникативная, проектировочная, исследовательская, конструктивная
Таблица № 2 1.КоммуникативныеСпособность к отбору музыкального репертуара ,разработке музыкальных занятий
2.ДидактическиеСпособность к эмоциональной заразительности ,владение интонационной палитрой речи, мимикой ,жестом, пластикой
3.ОрганизаторскиеСпособность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового, сольного пения) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей
4.КонструктивныеСпособность к общению с учащимися, сотрудничеству
5.Гностические Способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания учащихся.
6.Прогностические Способность объяснять, передавать знания, обучать
7.ПерцептивныеСпособность осуществлять педагогическое предвидение
8.Креативные Способность к творчеству
9.Экспрессивные Способность проникать во внутренний мир ребёнка, понимать его состояние, способность к эмпатии.
Необходимые качества учителя музыки: 1. Высокая гражданская активность 2. Любовь к детям, способность отдавать им своё сердце 3. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими 4. Высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления 5. Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему 6. Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность. Принципы педагогической технологии · педагогический такт; · скрытая педагогическая позиция; · сочетание требовательности и уважения к личности воспитанника; · опора на положительное и создание ситуации успеха; · учёт уровня общей воспитанности личности; · динамика и диалектика педагогического требования; · развитие творческого потенциала личности воспитанника Миссия учителя музыки - заботливо и мудро вести ребёнка к самостоятельной взрослой жизни. И тогда мир высокохудожественной музыки не будет для детей чуждым, абстрактным и непонятным. При этом конечно необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности.
Категория: Мои статьи | Добавил: Наталия (18.01.2011)
Просмотров: 2081 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Используются технологии uCoz ©