Четверг, 23.11.2017, 16:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Старорузской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени Дмитрия Комаря

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Декадентские течения серебряного века

ДЕКАДЕНТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ. СИМВОЛИЗМ И МЛАДОСИМВОЛИЗМ. АКМЕИЗМ И ФУТУРИЗМ.

( очень краткая историческая справка)

Возникновение декаденства, как идейно-художественного направления в литературе, относят к 1890-м годам. Значительное влияние на формирование его философских и эстетических концепций оказывали философские идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, И. Канта и неокантийцев, модернизированные применительно к условиям нового времени. Символизм 90-х годоx, младосимволизм, акмеизм, футуризм были течениями одного декадентского направления,между ними существовала глубокая внутренняя преемственность в основных философских и эстетических посылках, несмотря на их внешние расхождения и полемическую настроенность по отношению друг к другу.

История русского литературного символизма начинается с двух литературных кружкоx, возникших почти одновременно - в Москве и Петербурге.На основе общего интереса к новой западной философии (Шопенгауэра, Ницше) и творчеству европейских символистов в Москве возникают декаденские студии стихотворения и поэтики, объединившие В. Брюсова, К. Бальмонта, Ю. Балтрушайтиса, С. Полякова. В Петербурге возникает другая группа, в которую вводят З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский.

К началу века признанным вождем и руководителем символистского движения в России становится В. Брюсов. Как теоретик символизма он выступает в середине 90-х годоx. Эстетические взгляды Брюсова выразились во вступительных статьях к первым поэтическим сборникам "Русские символисты" (1894-1895), большинство стихов в которых принадлежало Брюсову. Цель искусства он видел в выражении "движений души" поэта, тайн человеческого духа, личности художника. При его участии в Москве возникает издательство "Скорпион" (1899-1916), начинает издаваться альманах "Северные цветы". К 1903 г. Брюсов фактически становится литературным руководителем издательства и ведет подготовку по организации журнала символистов, в котором думает объединить всех деятелей "нового искусства". Журнал начал издаваться с 1904 г. под символическим названием "Весы".

Особое значение имело творчество Иннокентия Федоровича Анненского - поэта, драматурга, критика, переводчика. Он оказал влияние на всех крупных поэтов того времени - Брюсова, Блока, Ахматову, Пастернака поисками новых поэтических ритмов,образности, поэтического слова. Символисты считали его зачинателем "новой" русской поэзии, а последователями стали поэты-акмеисты.

Ярким выразителем импрессионестической стихии в раннем русском символизме был Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). В течение десятилетия, вспоминал Брюсоx, Бальмонт "нераздельно царил над русской поэзией". В 90-х годах вышли сборники его стихотворений: "Под северным небом" (1894), "В безбрежности" (1895), "Тишина" (1897); в 900-е годы, в период творческого взлета Бальмонта, - "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903).

В условиях общественного подъема 900-х годов символизм переживает новый этап развития, на рубеже века в литературу вводит младшее поколение символистов: Вяч. Иванов, Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев, Эллис (Л. Кобылинский).

Напряженность общественной и идейной борьбы заставила символистов обратиться к проблемам современности и истории. "Младосимволисты" стремятся преодолеть индивидуалистическую замкнутость "старших", сойти с позиции крайнего эстетического субъективизма, в центре их внимания - вопросы о судьбах России, народной жизни.

В символизме 900-х годоx складывается два групповых ответвления: в Петербурге - школа "нового религиозного сознания" (Д. Мережковский, З. Гиппиус), в Москве - группа "аргонафтов" (С. Соловьев, А. Белый и др.), к которой примыкает "петербуржец" А. Блок. Эту группу и принято называть "младосимволистами".

Творчество и поэзия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) оказали сильнейшее влияние на формирование философских и эстетических идеалов "младосимволистов", определили поэтическую образность первых книг А. Белого и А. Блока. В работе "Общий смысл искусства" Соловьев писал, что задача поэта состоит, во-первых, "в объективизации тех качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой", во-вторых, "в одухотворенности природной красоты", в-третьих, в увековечении этой природы, ее индивидуальных явлений. Высшая задача искусства, по Соловьеву, заключалась в том, чтобы установить в действительности порядок воплощения "абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма".

В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. В среде поэтов возникает кружок "Цех поэтоx" (1911), во главе которого становятся Н. Гумилев, С. Городецкий. Членами "Цеха" были в основном начинающие поэты: А. Ахматоxа, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина- Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. "Цех" начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный поэтический журнал "Гиперборей".

В 1912 г. на одном из собраний "Цеха" был решен вопрос об "акмеизме" как о новой поэтической школе. Основным органом акмеистоx стал журнал "Аполлон".

Стремясь рассеить атмосферу иррационального, освободить поэзию от "мистического тумана" символизма, акмеисты принимали весь мир - видимый, звучащий, слышимый. В произведениях поэтов- акмеистоx крайне характерно разрабатывается тема отношений прошлого, настоящего и будущего России.

В 1910-е годы возникает и собственно футуризм, представленный тремя группами: "Гилея" - "Кубофутуристы" (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маякоxский), "Мезонин поэзии" - "футуристы" (возглавлял В. Шершеневич), "Центрифуга" (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак), для последних характерно стремление сочетать достижения символического стиха со стихом кубофутуристическим. Футуризм был своеобразной, но все же одной из школ декадентской литературы, выделяясь среди них резко анархическим характером общественных и эстетических установок. Провозглашалась революция формы, независимо от содержания ("важно не что, а как"), субъективная воля художника, абсолютная свобода поэтического слова, отказ от всех традиций. К этому периоду своего творчестxа Борис Леонидович Пастернак впоследствии относился критически, стихотворения тех лет не раз перерабатывал.

Надо отметить, что и акмеистская группа и футуристская были с самого начала очень неоднородными. Время показало, что все участники объединений пошли разными путями, подчас очень далекими от увлечений своей литературной молодости.

Особое выражение эта эпоха нашла в поэзии М. А. Волошина и М. И. Цветаевой, не связавшими себя ни с какими литературными группировками и не разделявшими ни одной из современных им литературных программ.

На рубеже XIX -XX веков Россия пережила культурный и интеллектуальный подъем. Это было время рождения русской философии как научной дисциплины и бурного расцвета русского искусства. Декаденс - одно из направлений развития литературы того периода, тогда как замечательных, всемирно- известных поэтов нам принесли и "реализм" (И. А. Бунин), и "новокрестьянская" поэзия (С. Д. Дрожжин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин), и "сатириконцы" (Саша Черный, Теффи) и другие.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталия (26.12.2010)
Просмотров: 2524 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Используются технологии uCoz ©